Недавние выставки авторских произведений и работ из личной коллекции Бабасары Аннамурадова, развернутые в галерее Академии художеств и Музее изобразительных искусств, стали заметным событием в калейдоскопе национальной культуры, раскрыв новые грани личности народного художника Туркменистана.
- Скульптором я стал случайно, - сказал в беседе Бабасары Аннамурадович. - Хорошо рисовал с детства, а когда приехал в Ашхабад для поступления в художественное училище, родственник, у которого я остановился, отговаривал меня от этой затеи. Будет лучше, - говорил он, - если ты станешь агрономом, а поступить в сельскохозяйственный институт я помогу. Не поддавшись на уговоры и собрав документы, я пришел в училище. На пороге мне встретился парень, который спросил: Хочешь стать художником? Лучше иди на скульптуру. В то время я, сельский паренек, понятия не имел что такое скульптура. Скульптор - это тот, кто лепит людей из глины, - объяснил он. - Так я подал документы на отделение скульптура.
Тогда я ещё не знал, что глина, о которой говорил парень - не та, которая образуется около воды, а особая. И прежде, чем что-то изваять, нужно долго согревать её руками, подчиняя авторскому замыслу. Студентам нашего отделения очень повезло с педагогом - Павлом Васильевичем Поповым, завораживающие рассказы которого о великих скульпторах питали наши юношеские мечты. Если у них получилось создать шедевры и войти в историю мирового искусства, почему у нас не получится?!, - амбициозно рассуждали мы.
Моими коллегами по студенческой скамье были Силап Худайбердыев, Муммы Сейитмурадов, Ниязмурад Аннануров, Клычмурат Ярмамедов представители яркой плеяды туркменских скульпторов. Для хорошего образования учеба в художественном училище была программой минимум, программа максимум - продолжение обучения в Москве или Ташкенте.
Я выбрал Ташкент. Мне вновь повезло на педагога, им стал Юрий Николаевич Киселев. Моя студенческая работа Ветеран, представленная на выставка изобразительного искусства в Москве, сразу же привлекла внимание искусствоведов и стала экспонатом Третьяковской галереи.
Работа Ветеран начинающего скульптора стала знаковой для всего творчества Бабасары Аннамурадова. Художник изваял по памяти своего первого учителя, олицетворявшего сельскую интеллигенцию. В длинном пальто, в шляпе, с тросточкой в руках, слегка сгорбленный, он шел по постаменту неуверенной старческой походкой. Бабасары удалось создать композиционно и эмоционально ёмкий образ, что свидетельствовало о зрелости и своеобразии его почерка.
Бабасары Аннамурадову везло не только с педагогами, ему посчастливилось побывать в лучших музеях мира и воочию увидеть мировые шедевры. Совершенствуя технику, Бабасары привнёс классические каноны европейского искусства в самобытные художественные традиции туркменского народа, делая акцент на образности.
Это был следующий этап его художественного становления, в нём возобладала тяга к абстрактному искусству. В Англии ему посчастливилось побывать в мастерской Генри Мура - автора известной скульптуры Семья. До глубины души потрясла Бабасары мощность пластики, отсутствие сантиментов и огромное эмоциональное воздействие работ мастера.
Возможно, Бабасары интерпретировал свои впечатления от работ Мура в творчестве, потому что спустя много лет появилось еще одно знаковое произведение туркменского скульптора Стул. Тот, кто посещал Музей современного искусства в Ашхабаде, не мог не обратить внимание на одиннадцатиметровый табурет, поражающий не красотой и изяществом, а гигантскими размерами. Где это видано - табурет с трехэтажный дом! Рядом с ним - четырехметровое в диаметре яблоко. Сам Бабасары Аннамурадов упорно не раскрывает замысла этого произведения и соглашается с любой высказанной зрителями версией. Одна из них: стул философская аллегория, отражающая стремление человека к высокой цели, а яблоко плод древа жизни - мобилизует наши силы в движении вверх.
Из недавних работ Бабасары привлекает внимание Абат. Выточенная из дерева, скульптура приобрела мягкий золотистый оттенок, что делает женщину в красиво спадающем легком платке возвышенной, похожей на мадонну, в чертах лица которой мы узнаём супругу Бабасары. Образ Абат передан эмоционально выразительно и пронизан энергией любви.
Творчество скульптора Бабасары Аннамурадова заслужило широкое признание современников. Ему присвоены звания Народного художника Туркменистана, Почетного доктора Государственной Академии художеств, Почетного академика Российской Академии художеств. В общей сложности 17 лет он являлся председателем Союза художников страны, 8 лет работал заместителем министра культуры Туркменистана. С годами в его авторском стиле всё отчетливее прослеживаются насыщенная палитра мировосприятия, сочетание открытости и подтекста, он полон вдохновения, новых идей, и мы с нетерпением ждём его новых работ…