11.09.2020 | Очередные археологические находки подтверждают древность туркменской столицы

Сохранившиеся на туркменской земле памятники археологии и архитектуры, многие из которых были свидетелями бурной жизни, кипевшей вдоль древних торговых магистралей Великого Шелкового пути, способны ещё многое рассказать нашим современникам и потомкам.

В своих книгах, посвященных культуре и наследию Туркменистана, Президент Гурбангулы Бердымухамедов раскрывает суть того феномена мировой истории, который стал фактически первым глобальным явлением общественной жизни многих стран и народов Евразии, начавших диалог культур посредством трансконтинентальной караванной торговли.

Туркменскому народу, как пишет глава государства в своей книге Туркменистан сердце Великого Шёлкового пути, принадлежит одна из основополагающих ролей в зарождении и активном функционировании этой древней транспортной трассы, соединившей Восток и Запад Евразийского континента.

Туркменский лидер предпринял ряд важных шагов по дальнейшему развитию исторической науки и совершенствованию национального законодательства в сфере культуры и охраны памятников прошлого. Это придало импульс процессу изучения и сохранения культурного достояния, а также созданию надежной правовой базы для успешного решения задач, стоящих перед специалистами данной отрасли.

Прежде всего, это Закон Туркменистана Об охране объектов национального историко-культурного наследия, а также Порядок организации охранных зон исторических, археологических, градостроительных, архитектурных и монументальных художественных памятников, объектов природного ландшафта, разработанный в соответствии с Законом Туркменистана О культуре и устанавливающий правила создания и режим содержания особо охраняемых территорий.

Следующим важным шагом стало подписанное Президентом Гурбангулы Бердымухамедовым Постановление О вопросах обеспечения охраны недвижимых историко-культурных памятников Туркменистана, которым утвержден Порядок согласования проектов проведения землеустроительных, земляных, дорожно-строительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и других работ на территории Туркменистана.

Отныне юридические лица независимо от форм собственности и физические лица, осуществляющие на территории Туркменистана такого рода работы, обязаны выполнять правила, предусмотренные в данном Порядке. Он не относится к землям, выданным гражданам для личного подсобного хозяйства в сельской местности и индивидуального жилищного строительства в городах и поселках.

Конечно, невозможно заранее предвидеть случайные открытия и находки, поэтому при выявлении в ходе строительных работ объектов, имеющих признаки исторических, научных, художественных или иных культурных ценностей, об этом должно быть немедленно доложено в Национальное управление по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры при Министерстве культуры Туркменистана или в его местные подразделения государственные историко-культурные заповедники.

За два года, минувшие после того, как вступил в силу этот документ, проведена экспертиза более четырех тысяч земельных участков, выделенных под новое строительство, где проверено наличие или отсутствие скрытых в земле памятников.

Теперь при разработке проектов генеральных планов городов и этрапов, в соответствии с указаниями Президента Гурбангулы Бердымухамедова, в них должны быть включены составленные по согласованию с Министерством культуры карты-схемы расположения историко-культурных памятников на их территории, а также их историко-архитектурные планы.

Национальное управление выдает заключения, на основании которых Министерство культуры согласует представленные планы новостроек. Проекты, создающие угрозу недвижимым историко-культурным памятникам страны, могут быть реализованы в случае проведения мероприятий, нацеленных на обеспечение их сохранности.

Эти мероприятия должны быть предусмотрены в проектно-сметной документации проектов. Если будет установлено, что выявленная угроза несовместима с сохранностью того или иного памятника, Министерство культуры может принять решение о прекращении реализации конкретного проекта.

Данное решение направляется соответствующему юридическому или физическому лицу, а также банковскому учреждению, финансирующему проект. В таком случае подрядчик обязан не позднее чем в течение часа прекратить реализацию проекта, а банк в течение дня должен заморозить финансирование.

В решении указываются и меры, которые должны быть предприняты для обеспечения сохранности обнаруженного объекта и устранения угрозы. Если же выяснится, что обнаруженный объект не является культурной ценностью или угроза сохранности действительно ценного памятника устранена, то Министерство принимает решение, согласно которому строительство может быть продолжено.

Свидетельством неукоснительного выполнения Постановления главы государства Гурбангулы Бердымухамедова служит совсем свежий пример. На территории строящегося жилого комплекса 16-й очереди в северо-западной части Ашхабада во время прокладки подземных коммуникаций строители обнаружили следы древнего поселения.

На глубине более двух метров ковш экскаватора случайно задел стенку огромного керамического сосуда. Это оказался хум керамическая тара высотой около одного метра. Работы были немедленно приостановлены и, согласно установленным правилам, информация о находке поступила в Национальное управление по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры.

Прибывшая на место группа археологов обследовала котлован и осуществила раскопки прилегающего участка. В результате были обнаружены еще два хума прекрасной сохранности. Все они находились в одном помещении здания, существовавшего на этом месте много веков назад.

Специалисты без труда определили приблизительный возраст и культурную принадлежность находок это оказались парфянские хумы для хранения зерна или жидкости: уточнить предназначение изделий поможет химический анализ отложений на внутренних стенках сосудов.

Президент отмечает, что последние две тысячи лет территория современного Ашхабада и его окрестностей представляла собой сеть крепостей, усадеб и селений, отстоящих друг от друга на значительном расстоянии.

Здесь же, на землях старого туркменского селения Кёши, еще в середине прошлого века можно было видеть две большие крепости парфянского периода и ряд мелких руин. Крупнейший холм туркмены называли Кёне-гала (Старая крепость). Он достигал высоты 13 метров и сохранял остатки построек из сырцового кирпича.

Почти 70 лет назад ученые, а также ашхабадские студенты и школьники, входившие в общество Юный историк, обследовали этот холм и выявили остатки керамических печей и ряд помещений, уставленных огромными хумами.

На дне одного из них находились остатки обуглившегося зерна. Неподалеку от Кёне-гала они зафиксировали группу курганов, которые по своим размерам больше напоминали развалины жилых усадеб, расположенных поодиночке в нескольких сотнях метров друг от друга.

По особенностям найденной там керамической посуды все они также датированы парфянским периодом, хотя было немало признаков того, что люди жили на этом месте и позже, уже в эпоху средневековья.

Крепости, укрепленные селения и замки древнего Ашхабада, отмечает глава государства Гурбангулы Бердымухамедов, были расположены дугой, простираясь с востока на запад, контролируя не только все важные маршруты Великого Шёлкового пути, но и закрывая собой непосредственно область Парфиену и ее главный город столицу Парфянской империи Нису.

Историки не без оснований полагают, что поселение на месте центральной части современного Ашхабада уже тогда представляло собой значительный город форпост парфянского времени. Он был опоясан системой кяpизов и имел водопроводную сеть.

Каким был водопровод на территории Туркменистана в тот период?

Это были трубы из хорошо обожженной глины, наподобие тех, что также случайно обнаружены в районе столичного торгового центра Гулистан при прокладке телефонного кабеля. Это обстоятельство опровергает ложное, антинаучное мнение, бытовавшее в литературе прошлого столетия, согласно которому центральная часть Ашхабада возникла в конце XIX века на пустом месте.

Если мы не обнаруживаем сплошной застройки, свойственной другим городам Средней Азии, то в этом проявляется лишь специфика исторических городов Ахала. Организация городского пространства основывалась в них на оборонительных функциях и была связана с тесным сочетанием городских ремёсел и земледелия.

В настоящее время в нашей стране продолжается реализация утвержденной Президентом Гурбангулы Бердымухамедовым Государственной программы по проведению научно-исследовательских работ и археологических раскопок, а также пропаганде памятников истории и культуры Туркменистана, расположенных на Великом Шелковом пути в 2018-2021 годах.

В соответствии с этой Программой Национальное управление по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры, а также Институт истории и археологии Академии наук осуществляют раскопки и консервационные работы на городищах Абиверд, Парыз-депе, Шахрихайбар, Шахристан в Ахалском велаяте, Куняургенч в Дашогузском велаяте, Амуль и Даяхатын в Лебапском велаяте, Дашрабат (Данданакан) и Большая Гыз-гала (в русскоязычной научной литературе более известна как Кыз-кала) в Марыйском велаяте.

Отечественные и зарубежные СМИ уже информировали о первых результатах этих исследований и в ближайшем будущем мы еще не раз услышим о новых открытиях археологов и успехах мастеров-реставраторов.

Еще статьи по теме

Историко-культурное наследие Туркменистана достояние человечестваСегодня, 15:53
В Туркменистане продолжат археологические экспедиции и раскопкиСегодня, 11:52
В Туркменистане будут продолжены археологические раскопки
18.04.2018 | Большой интерес к памятникам и историческим местам Туркменистана проявляют известные научные центры мира
Памятники археологии и архитектуры способны многое рассказать нашим современникам и потомкам
В Туркменистане проведены масштабные археологические работы на восьми исторических памятниках